РЕЗОЛЮЦИЯ СЪЕЗДА

Уважаемые участники Сьезда!

Организаторы забронировали для участников Сьезда номера в гостиницах города Ярославля! Подобрать удобную для Вас гостиницу Вам поможет
Ловцова Надежда Геннадьевна.
Контакты:
Электронная почта: nlovtsova@gmail.com
+7 910-662-77-93

[скачать файл в формате PDF] 

 

Резолюция II Всероссийского съезда педагогов дополнительного образования детей

28 октября 2015 г., г. Ярославль

        С 26 по 28 октября 2015 г. в г. Ярославле прошел II Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей. Организаторами съезда выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Ярославской области. В работе съезда приняли участие более 800 педагогов, ученых и экспертов, руководителей образовательных организаций, представителей органов управления в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики, Общероссийского профсоюза работников образования, общественных организаций, родительской общественности из 85 регионов Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Киргизия.
        В рамках работы съезда прошли четыре конференции: «Повышение эффективности управления сферой дополнительного образования детей», «Обеспечение доступности и расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ», «Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей», «Эффективные модели и практики работы с талантливыми детьми». Было организовано 24 круглых стола по актуальным вопросам дополнительного образования детей в Российской Федерации. Делегаты съезда приняли участие в работе Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России».
        Заслушав и обсудив доклады участников, делегаты съезда отметили, что пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность, возможность применить знания, полученные в общем образовании, и приобрести важные для жизни и становления личности компетенции, которые не могут дать другие уровни образования. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дополнительное образование создает условия для полезного досуга, командной и коллективной деятельности, формирует позитивные установки взрослеющей личности.
        Съезд, поддерживает усилия Правительства Российской Федерации по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года, Стратегии развития воспитания до 2025. Вместе с тем, съезд отмечает, что стоящие перед системой дополнительного образования сложные задачи, не полное мере соответствуют уровню ресурсного обеспечения этой сферы.

        Съезд считает необходимым:
        1. Продолжить развитие нормативной правовой базы системы дополнительного образования детей, включая сектор «неформального» образования.
        2. Ускорить привлечение дополнительных ресурсов в развитие инфраструктуры дополнительного образования, в том числе, с привлечением возможностей негосударственного сектора и образовательных организаций высшего и профессионального образования, научных, творческих и спортивных организаций.
        3. Активнее применять инновационные формы дополнительного образования детей в целях обеспечения вариативности, качества, доступности и расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ.
        4. Умножить усилия по формированию современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей.
        5. Продолжить развитие национальной системы выявления и поддержки молодых талантов, инновационных моделей и практики работы с одаренными детьми, в том числе дошкольного возраста, детей с особыми образовательными потребностями.

        Рекомендовать:
        Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации:
        - поддержать создание всероссийской Ассоциации работников организаций разных ведомств и форм собственности, реализующих программы дополнительного образования детей;
        - в рамках деятельности по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы дополнительного образования детей, обратить особое внимание на сбалансированность лицензионных требований и процедур, обновление форм и процедур учета и статистического наблюдения, в том числе принимая во внимание ситуацию выхода спортивной подготовки из системы учета дополнительного образования детей;
        - обеспечить совершенствование системы оценки качества и доступности дополнительного образования детей;
        - организовать пилотное введение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей» в регионах Российской Федерации, направленного на формирование актуальных профессиональных компетенций педагога, в том числе, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью;
        - совершенствовать систему федеральных конкурсных мероприятий, направленных на развитие мотивации обучающихся к самореализации и профессионального педагогического мастерства педагогов дополнительного образования, обратив внимание на координацию и интеграцию по направленностям;
        - продолжить работу по обобщению и распространению инновационного опыта организаций дополнительного образования детей;
        - поддержать и внести в установленном законодательством порядке предложения по учреждению ежегодного праздника «Дня педагога дополнительного образования»;
        - содействовать усилению роли всероссийских детских центров «Смена», «Океан», «Орленок», международного центра «Артек», как методических центров по формированию новых моделей инновационного дополнительного образования детей.

        Российской академии образования, Федеральному институту развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, образовательным организациям высшего образования:
        - совершенствовать методическое сопровождение процесса сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере дополнительного образования детей;
        - разработать новые модели организации технического творчества детей, направленного на формирование их инновационного и предпринимательского мышления;
- разработать и реализовать механизмы проведения независимой оценки качества результатов деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей;
        - инициировать разработку и внедрение в практику новых вариативных моделей и форм организации дополнительного образования детей;
        - совершенствовать научно-методическое сопровождение общеобразовательных программ дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями;
        - обеспечить разработку и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми;
        - продолжить реализацию вариативных моделей подготовки и повышения квалификации педагогических работников сферы дополнительного образования детей, в том числе, на основе сетевых форм и модульных программ, индивидуальных образовательных программ и стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик, тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов дополнительного образования;
        - совершенствовать научно-методическое сопровождение процесса разработки и апробации показателей эффективного контракта с учетом специфики профессиональной педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей.

        Региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования:
        - не допускать свертывания системы организаций дополнительного образования детей;
        - способствовать развитию негосударственного сектора и государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей;
        - создать условия для перехода на нормативно-подушевое финансирование реализации дополнительных общеобразовательных программ;
        - способствовать достижению целевых показателей охвата детей дополнительными общеобразовательными программами;
        - обеспечить разработку региональных и муниципальных программ (планов мероприятий, «дорожных карт») по развитию дополнительного образования и воспитания детей, реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;
        - создать условия для развития воспитательного потенциала региональной, муниципальной и институциональной систем дополнительного образования детей;
        - способствовать развитию дополнительного образования детей средствами дистанционных образовательных технологий;
        - развивать дополнительные общеобразовательные программы в рамках проектов отдыха детей и их оздоровления;
        - создать условия для внедрения профессионального стандарта и эффективного контракта в практику работы педагогов дополнительного образования детей, как инструмента повышения результативности их педагогической деятельности;
        - обеспечить условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей в сфере дополнительного образования детей;
        - продолжить работу по развитию общественно-государственного партнерства в сфере дополнительного образования.

        Делегатам и участникам съезда:
        - провести работу по информированию заинтересованных лиц и организаций на местах по итогам работы Съезда;
        - принять активное участие в формировании профессиональных объединений работников дополнительного образования в целях достижения синергетического эффекта во взаимодействии профессиональных сообществ, образовательных организаций и органов муниципального и государственного управления.